«Упал, очнулся – гипс»: Как помочь ребёнку пережить «прелести» больничной жизни?
Мальчишки, в большинстве своем – искатели приключений. Каждый ищет по-своему: кто-то в книгах, кто-то в фильмах и видеоиграх, но, все-таки, большая часть исследует реальную местность, изучая границы собственных возможностей. Зачем? Хотят понять до какого предела могут щекотать нервы себе и окружающим (особенно родителям и бабушкам). Периодически такие приключения заканчиваются в травмпунктах, а их последствия иногда даже требуют хирургического вмешательства и нахождения в стационаре. Однако, далеко не всегда бесстрашный искатель также отважно переносит вид больничной палаты. Да и многие взрослые в общем-то тоже. Попробуем разобраться на примере ребёнка, почему возникает этот страх, как его минимизировать и ускорить адаптацию.
Итак, ребёнок уже получил травму – понес «наказание» за свои действия, ему больно, обидно и, как минимум, неприятно. В такие моменты дети ищут помощь и поддержку у близких людей. И вот он больнице один-одинёшенек. В столь драматичной ситуации, когда так хочется, чтобы пожалели, происходит обратное – разрыв с любимым человеком, источником принятия и помощи. Ребёнок чувствует, что его покидают и пытается понять почему? И в большинстве случаев его выводы неутешительны: в знак наказания за то, что он сделал или не сделал. Кроме того, нахождение в больнице связано с определенными процедурами, которые как минимум малоприятны, как максимум весьма болезненны.
Что происходит в голове у ребёнка?
Ребенок попадает в новую среду, где совершенно иной уклад жизни: другие стены, другие люди, другой распорядок дня. Уже только это заставляет человека тратить энергию на адаптацию, что существенно даже для взрослого, а для ребенка это тяжелее в разы. Даже в комфортных условиях, позитивно окрашенной эмоциональной обстановке (курортный отдых, детский лагерь, в гостях у бабушки с дедушкой) на адаптацию уходит около двух суток. Что говорить о ситуации, где ничего хорошего не происходит и, в принципе, произойти не может: максимум – выздоровление и, наконец-то, возвращение в родной дом.
Еще одно опасение, возникающее у ребенка – его могут обидеть, а мама и папа будут далеко и не смогут его защитить. Как его могут обидеть он знает, но чего можно ожидать от места, где всем плохо? Чего можно ожидать от незнакомых людей, забирающих кровь, лазающих в горло, колющих руки и попы?
Родитель! Будь спокоен! (по крайней мере внешне)
Самое главное в данном случае – успеть воспользоваться основной рекомендацией из книги Адамса «Путеводитель по галактике автостопом», а именно: НЕ ПАНИКОВАТЬ! Ребенок и так напуган, если свой страх будет демонстрировать еще и тот, «кто ничего не боится и в любой момент может прийти на помощь», то невольно появится мысль, что дела совсем плохи. Так что «спокойствие и только спокойствие». Если ребенок может не понимать, зачем и для чего он здесь оказался, то взрослый просто обязан отдавать себе отчет, что это не прихоть, а необходимость, цель которой жизнь и здоровье. Что это временная мера для скорейшего выздоровления. С этого и стоит начать диалог.
Как вести себя с ребёнком?
1.Рассказать, что вы любите своего ребенка, совершенно не сердитесь на него, очень хотите, чтобы он был жив и здоров. Что как только он поправится, вы тут же заберете его домой. Пообещать, что будете навещать его каждый день (особенно здорово, если скажете точное время визита), а он может звонить вам в любое время.
Однако, давать такие обещания стоит только в том случае, если вы готовы их выполнить. Разочарование от нереализованных надежд могут быть куда сильнее, чем ваше отсутствие.
2. Если в больнице нет пропускного режима, то вместе с медицинским работником можно провести экскурсию по отделению (боксу, этажу), показать где туалет, где можно попить, зарядить телефон и т.д.
3. Очень важно дать ребенку ощущение нужности и любви, убрать ощущение покинутости и отрешенности. Именно поэтому желательно навещать его каждый день.
Для ребят помладше самыми важными взрослыми являются мама и папа, для подростков же родители – это люди, готовые помочь и поддержать (вкусненького принести или телефон с планшетом подтянуть), а более значимыми в эмоциональном плане будут уже сверстники, готовые организовать какую-никакую тусовку.
4. Важно рассказывать о том, что происходит дома. На встречах стоит говорить о том, что вы скучаете без своего любимого чада, и не только вы, но и вся семья, коты, собаки, соседи, ребята во дворе, классе, группе. Все ждут его скорейшего выздоровления и возвращения. Хорошо обсудить, что происходит дома, чтобы ребенок чувствовал поддержку близких и, несмотря на нахождение здесь, был связан с семьей.
У страха глаза велики
В стрессовой ситуации представление о реальности сильно меняется. Мы иначе ощущаем течение времени, иначе воспринимаем объекты, действия и мысли. Будьте готовы, что ребенок будет сильно преувеличивать происходящее. Фантазирование – одно из защитных механизмов, позволяющих справиться с обстоятельствами. В вашей реальности прошло 12 часов, а в реальности ребёнка прошла целая вечность. В реальности взяли 3 миллилитра крови, а для ребенка приставка «милли» может потеряться. Но относитесь к этому с понимание, с вами хотят поделиться переживаниями, в которых действительно прошла вечность, где выкачали три литра крови. Об объективности вы сможете поговорить с лечащим врачом отдельно, а во время общения с ребенком – переживайте вместе с ним. Для него это очень важно.
Помните, процесс адаптаций не сиюминутен. Только на вторые сутки ребенок начинает успокаиваться и приходить в норму, так что крики и плачь – стандартная реакция в данной ситуации. Задача взрослого не загасить ее давлением, угрозами или обманом, а помочь справиться и выйти в стабильное состояние с наименьшими потерями.
Спасибо, моей маме, детскому врачу с 43 летним стажем, за помощь в написании этой статьи и за то, что так редко был в больницах, а в тех случаях, когда был - успешно пережил.
Дмитрий Корнилов