Почему мы боимся наших детей?
Представьте себе вашего ребенка.Вы пришли домой, а он что-то натворил, что не укладывается в привычные рамки - разбил вазу, измазал стены краской, порезал любимую скатерть и так далее.Что вы сделаете? Отругаете, накричите, строго посмотрите или, может, молча отвернетесь и уйдете, оставив его одного? Одного в комнате, плачущего. А может он ничего не сделал, только вышел вас встретить, просто вы пришли уставшие, злые , сердитые и вам не до счастливого ребенка.
Что вы будете чувствовать? Будет вам страшно, больно, тяжело это делать?Будет ли ваше сердце разрываться от бессилия, разочарования , испуга?
А что вы будете думать в этот момент? Может, что вы делаете это ради него, что по-другому он не поймет, что он раздражает вас или что у всех нормальные дети, а у вас мировое горе?
А подумаете ли вы, почему он порезал скатерть, оборвал шторы или испачкал стены?Ведь все, что делает человек имеет смысл. Зачем вашему ребенку вас расстраивать?Может , вы ответите, что он хотел вас разозлить или сделал это специально? Да, конечно, он сделал это специально. Скажете что знаете почему и приведете убедительный пример. Назло вам? Может быть и назло. Назло -это следствие, а еще есть цель, с которой то или иное живое существо что-то делает.
Но вопрос остается: Почему ребенок это сделал?
И теперь давайте представим, что вы не успели накричать, отругать или уйти,оставив вашего ребенка расстроенным и наказанным одного.
Представьте , что вы пришли домой, к вам выбежал ваш перемазанный, счастливый , со светящимися глазами или наоборот расстроенный , плачущий ребенок с криком : «Мама, Мамочка! « или « Папа! Папочка!»
И вы не стали тут же его прерывать, а просто послушали дальше то, что он вам скажет…
И может быть внезапно вы услышите историю о том, что ваш ребенок сегодня был маляром и решил помочь вам сделать ремонт, чтобы папа и мама могли, придя с работы домой, поиграть с ним, или может ваш ребенок хотел приготовить вам ужин, потому что мама и папа приходят уставшие и у них совсем нет сил, а быть может , что ваш ребенок играл и случайно что-то уронил и решил убраться пока вы не пришли и не расстроились. И он рассказывает вам свою историю , глядя в ваши глаза и где-то внутри ему может быть очень очень радостно, он ждет похвалы, а может, ему страшно, потому что он боится, что его не признают, не похвалят, что все что он делает никому не нужно.
Но все это можно узнать, только будучи честным с самим собой. Спросите почему?
Тогда прежде чем ответить на вопрос «Почему ребенок это сделал?» Ответьте на вопрос себе : "Почему вы накричали, отругали, оставили его одного?»
Почему вы не выслушали или не дали возможность выговориться или поделиться с вами тем, что внутри у самого важного человека на свете для вас- Вашего ребенка.
И подумайте, если бы хотели объяснить или может рассказать самому близкому человеку как вам хорошо или плохо, а он в ответ накричал, отругал или молча развернулся и ушел бы, как бы вы себя чувствовали в этот момент?
Может преданный и не понятым? А может одиноким, несчастным и отвергнутым?
Я хочу рассказать вам случай, который произошел совсем недавно.
В старшей группе детского сада играли дети. Они играли , чуть-чуть бегали , было шумно и весело. Я сидела и наблюдала.И вдруг мальчик Саша схватил Васю за голову и толкнул в деревянный ящик. Вася ударился очень больно головой-то да об ящик,но не заплакал , а просто сел и тер себе голову. Воспитательница увидела это и в наказание посадила Сашу на стул. Саша посидел секунд 5 вскочил, снова побежал играть . Тогда воспитательница снова усадила его на стул и сказала ему, что он наказан.После этого Саша не вставал со стула, а сидел и смотрел как все играют. Он сидел так минут 5 , я решила подойти и поговорить с ним.
-Почему ты сидишь на стуле?
-Потому что я наказан.
-За что ты наказан?
-За то, что Вася мешал мне играть.
-Если Вася тебе мешал, то почему ты сидишь на стуле?
-Потому что я хотел поиграть один, а он мне мешал.
-Поэтому ты
наказан?
-Да.
-А когда Вася к тебе подошел, что он тебе сказал?
-Он хотел поиграть со мной.
-А ты?
-А я сказал отстань.
-Почему?
-Я хотел поиграть один
-А ты сказал ему , что хочешь поиграть один?
-нет
-А что ты сделал потом?
-Я ударил его
-А зачем?
-Он мешал мне
-Как же так, он же хотел поиграть с тобой.
-Ну да
-А ты говоришь, что мешал
-Нет, не мешал
-Как думаешь, как он себя чувствовал, когда он подошел поиграть с тобой , а ты ударил его?
-Не знаю. Радостно…
-Радостно?Ты сделал ему больно. Когда делают больно разве это радость?
-Нет.
-Ты мог сказать ему, что сейчас хочешь поиграть один?
-Да
-А ты что сделал?
-Ударил его
-Ему было приятно?
-Нет
-А как ему было ?
-Больно было.
-Ты сделал ему больно?
-Да
-Как тебе сейчас?Хорошо?
-Плохо
-Ты понял почему ты наказан?
-Да
-Почему?
-Потому что я сделал больно Васе.
-И что ты можешь сделать , если ты понял это?
-Извиниться
-А что ты скажешь Васе?
-Прости меня, что я тебя ударил и сделал тебе больно, я больше не буду.
Как можно перепутать радость с болью? Почему Саша решил, что если ударить другого, то тот будет рад?
Вероятно, в жизни Саши произошел такой случай, когда в ответ на радость он получил боль. Дети как чистый холст. Написать на холсте картину не сложно, но вот попытки перерисовать картину могут закончится испорченной картиной.
Дети впитывают все, что их окружает с максимальной честностью и верой в то, что бывает только так и никак иначе. И когда любимая мама или папа в ответ на открытость, честность и полное детское доверие отвечают злостью или раздражением, что тогда подумает ребенок? Что он примет за истину? Может быть то, что любить просто так нельзя или что ее надо заслужить?
И, если подобные мысли родятся в голове у маленького беззащитного честного существа, и он будет искренне в это верить, что же тогда будет происходить дальше?
Если любовь можно залужить или добыть, то ребенок, как и любой другой будет добывать или заслуживать любовь так, как ему показали самые близкие и родные люди на свете.
Почему же мы боимся и злимся на своих детей? Что же так раздражает, бесит, выводит из себя и заставляет поднять руку на ребенка? Может быть , вы видите себя? Себя настоящего? Свое настоящее поведение, чистое, неприкрытое ложью, отговорками и отмазками. Ведь дети не врут, они не умеют, если их не научить. И ребенок - это самое честное, чистое зеркало, заглянув в которое, вы не сможете себе соврать и сказать- это не я.
И теперь подумайте и давайте попробуем ответить на вопрос:
«Почему ребенок это сделал?»
Ответ очень простой: все, что делает ребенок, он делает от чистого сердца, не думая о выгоде для себя. Все, что делает ребенок обусловлено любовью. И все, что делает ребенок, он делает потому, что так его научили.
И когда в следующий раз, ваш ребенок что-то сделает, что покажется вам недопустимым или неправильным, прежде, чем что-либо сделать или сказать, спросите у него: "Малыш, почему ты это сделал?»
Ведь вы никогда этого не узнаете, если не спросите. Ловите моменты, давайте себе возможность посмотреть на мир с другой стороны, быть может, вы откроете много нового и интересного в привычных для вас вещах.
Автор: Кристина Игошина