О феномене «социальной желательности»
Феномен «социальной желательности» известен многим. И сводится к тому, что мы отвечаем и поступаем так, чтобы нас положительно оценили в обществе. Вплоть до того, что готовы менять местами белое и чёрное. Часто мы слышим советы специалистов не обращать внимания на мнение окружающих. Надеюсь, что они просто вырываются из контекста, так как жить без мнения общества, без его культурных и моральных ценностей -- это в лучшем случае социопатия, в худшем делинквентность (и это при отсутствии психических расстройств). Также трагична потеря собственного мнения и прочного стержня самости. Однако, без гибкости и адаптационного поведения в обществе на вымирание будет обречён и гениальнейший гений и сильнейший Халк.
Два известных советских эксперимента. В первом случае группе ребят предлагают назвать цвета пирамид, при этом трое из четверых специально называют неверные цвета. Как же поступит четвёртый ребёнок? Согласится с большинством или выскажет собственное мнение, которое идёт в разрез с общественным?
Суть второго эксперимента заключается в следующем: группе студентов предлагают по фото описать психологический портрет человека. Пр этом ведущий заранее говорит, чем занимается этот человек. Как сильно влияет заложенная установка на наше мнение -- показывает этот эксперимент.