Особый ребёнок. Миссия: Убрать стереотипии
Один из наиболее распространенных запросов, с которым приводят ко мне детей с расстройством аутичного спектра – помощь в избавлении от стереотипии. Попробуем, для начала разобраться, что это такое и зачем она «нужна» ребёнку.
Что такое стереотипия и как она проявляется?
Стереотипия — это устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз. Самые распространённые случаи – это перебирание пальцами, хождение на носочках, хлопки в ладоши, раскачивания, прыжки. Наиболее эмоциональные – удары по голове, удары головой о твёрдые поверхности, крики. Встречаются и более экзотические виды, такие как кручение предметов, чеканка мяча, копирование звуков (например, копирование звуковых уведомление мобильных телефонов). Причём ребята могут достигать потрясающей виртуозности в проявлении этих действий. Иногда современные проявление стереотипий наблюдается и в виртуальном пространстве, когда дети с потрясающей точностью могут раз за разом проходить одну и туже игру.
Зачем ребёнку «нужна» стереотипия?
Наша психика устроена так, что непременно хочет получать удовольствие, удовлетворяя свои потребности. Потребности могут быть как низкого порядка – поесть-попить, так и более высокого, например, потребность в ощущении собственной безопасности.
Остановлюсь подробнее на той, которая будет необходима для понимания стереотипий у детей с РАС. Это потребность ОЩУЩЕНИЯ СЕБЯ в окружающем мире и пространстве.
По сути стереотипные действия – это попытка добиться определенных целей или удовлетворить какие-то потребности таким, весьма примитивным, способом, который со стороны выглядит абсолютно бессмысленным действием. А иногда кажется опасным и раздражает окружающих.
Итак, попробуем выделить три основные задачи, которые решает стереотипичное поведение.
1.Самостимуляция. В этом случае повторяющиеся действия – это «безопасное», выученное поведение, которое немедленно приведёт к ожидаемому ребёнком результату: почувствовал руки, ноги, голову и стало хорошо. Или повторил слова за взрослым и получил его улыбку в ответ.
Вспоминается случай, когда на консультацию пришел родитель с ребенком, при этом родитель держал в руках тапочек. Когда я предложил сделать ребенку задание он спросил: «А ты меня похлопаешь?» -- «Конечно» – «А тапком?». В данном случае у ребенка отсутствовало ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ, и родители достаточно долго боролись с его привычкой стучать по себе, биться головой об стены, прыгать с высоких поверхностей, приземляясь на пятки. В итоге, пришли к такому компромиссу: родителя сами хлопают ребёнка тапком, когда тот выполняет поставленную задачу. Собственно, моя работа началась с возвращения ребёнку ощущения собственного тела, путем сначала достаточно крепкого обжимания рук и ног, а в дальнейшем осознанного напряжения (и удержания напряжения) и расслабления групп мышц.
2. Коммуникация. Здесь стереотипия является способом воздействия на другого человека при отсутствии других адекватных средств общения. Ко мне периодически приходят дети, которые, как только почувствовали себя в безопасности начинают кусаться и щипаться. Сначала я думал, что это проявлений их дискомфортного внутреннего состояния, но, когда стал замечать системность мест, за которые меня хотят цапнуть, понял, что это диалог! «Подержи меня за эту руку!» -- кусь, «Дотронься до носа» и т.д. Пока думал – ходил покусанный. Также многие неговорящие дети использует однообразные действия для обозначения своих потребностей. Например, ребенок встает на цыпочки и начинает ходить кругами, а родители пытаются угадать: что же хочет ребенок? Есть, пить, в туалет, мультики? Как только желание угадано, ребенок встает на всю ступню и цикл завершается.
3. Саморегуляция. В этом случае стереотипичное поведение проявляется для поддержания оптимального уровня бодрствования при недостатке, или избытке внешней стимуляции. У ряда людей, в том числе с РАС, этот диапазон достаточно мал. В случае недостатка эмоций – нужно себя завести, взбодрить – и тут проявляется стереотипия. В случае избытка – успокоить привычным действием, с ожидаемым результатом – и тут снова стереотипичные движения выручают психику. Приведу пример. Один из диалогов с ребёнком у меня выглядел примерно так:
Мальчик еле сдерживается, чтобы не затрясти руками:
«Давай поговорим!»
Я: «Давай. Где ты сегодня был?»
Парень успокоился размеренно и достаточно серьезно отвечает:
«В школе»
Я: «Что там сегодня ел на обед?»
Мальчик: «Кашу и пил чай»
Я: «А какой урок был после обеда?»
Мальчик: «Математика».
После этих слов уже не сдержался и затряс руками. На мой вопрос «Что случилось?», ответил: «Что-то я уже наговорился!» -- В данном случае нахождение в полной тишине являлось таким же сильным раздражителем, как воспоминание о уроке математики.
Что «запускает» стереотипичное поведние?
Поводом для запуска стереотипного поведения служит непонимание или невозможность достигнуть задач, описанных выше.
Усугубляется это еще и особенностями восприятия у таких детей. Так, находясь в стрессовой ситуации психика перестает понимать, что происходит и как на это нужно реагировать, более того пропадает ощущение себя как такого. В связи с этим запускаются МЕХАНИЗМЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ СЕБЯ В СТАБИЛЬНОЕ И ПОНЯТНОЕ СОСТОЯНИЕ с ощущениями и эмоциями, которые доступны для переживания. Особенно ярко это видно у детей с расстройством аутического спектра, у которых нарушено сенсорное восприятие. Так, уровень шума, приемлемый для нормотипичного человека, может стать сильным стрессом для ребенка с РАС, что выводит его из гармоничного состояния и заставляет доступными и привычными способами вернуться в привычное состояние. Также если сенсорика не возбуждается в должной мере, опять ПРОПАДАЕТ ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ, что приводит к совершению стереотипных действий.
Как вести себя родителям при стереотипичном поведении ребёнка?
Прежде чем начать бурную реакцию на действие ребенка, стоит понять: а какую потребность он пытается удовлетворить, что пытается сделать со своим организмом и психикой, что он хочет донести до окружающего мира?
Стереотипия – это не отдельный патологический процесс, её следует рассматривать как симптом, или следствие основного первопричинного фактора. Поэтому к устранению данного нарушения нужно подходить комплексно. То есть: помочь ребенку лучше ощущать (осознавать) свое тело, научить социальным формам коммуникации, способам преодоления стресса и техникам саморегуляции.
Вот несколько инструментов, которые можно попробовать использовать для решения более глобальных задач, которые описаны выше. Проще говоря — способы коррекции:
- Переключать на другие действия, которые нравятся ребенку или нейтральны, но имеют хоть какой-то смысл.
- Заместить одну стереотипию другой, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. При этом одну стереотипию лучше заменять сразу несколькими альтернативными действиями.
- Трансформировать бессмысленную, однообразную деятельность социально значимой. Например, бессмысленной стучание по столу превратить в игру на барабане.
- Прерывание действий. Постепенное, но лишение ребенка возможности совершать эти действия.
- Осмысление своих действий и самостоятельный отказ от них. Этот прием доступен в случае достаточно развитой интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Найти единственный верный способ вряд ли удастся. Не смотря на кажущуюся схожесть действий, опираться стоит на возрастные, психические, телесные особенности ребенка и ряд других, в том числе и культурных, факторов.
Порой, попытки избавить ребенка и, наверное, в первую очередь родителей от стереотипных движений приводят к комичным ситуациям. Расскажу об одном из случаев. Дано: мальчик-любитель трясти кистями рук. Задача: отучить его это делать. Для этого я решил предложить ему древний буддийский метод избавления от вредных привычек – дать в каждую руку по палочке. В теории, как только привычка начинает подступать – ты понимаешь, что в руках у тебя палочки и вспоминаешь, что нужно сдерживаться. Мне показалось, что палочки – это достаточно скучно, поэтому дал ему в каждую руку по куриному яйцу. Мальчик взял яйца и пошел к калитке. Спустя пару секунд (от дома до калитки 30 метров) – шмяк! Минус одно. Парень засуетился, начал оборачиваться, увидел, что я смотрю на него и говорит испуганно: «Потеря!..». В общем, в тот раз буддийские методы не прокатили.
Имея достаточно опыта, понимаю, что в одночасье не получится убрать стереотипные действия полностью. Это достаточно серьезная, кропотливая работа, которая, возможно, потребует помощи разных специалистов параллельно: невролога, психиатра и терапевта. На своих же занятиях я предлагаю своего рода среду, где ребенок может (или даже вынужден, не замечая для себя самого) попробовать лучше ОЩУЩАТЬ СЕБЯ, справляться со стрессовыми ситуациями и иначе коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Родитель, в свою очередь может увидеть возможности своего ребенка и постараться их перенести в «постоянную среду» дома.
Дмитрий Корнилов