об игре, игрушках и солдатиках
Чем является игра для человека
Игровая деятельность в принципе присуща человеку на протяжении всей его жизни. Однако, способ игры и преследуемые цели меняются. Так, к примеру, если взять игру с мячом в разных возрастах, то можно увидеть следующую динамику. Ребенок до года будет просто смотреть на мяч, возможно, попытается его схватить, в раннем возрасте (примерно от года до трех) уже заинтересуется свойствами мяча: выскальзывает из рук, прыгает, его можно кидать, он круглый и т.д. В дошкольном возрасте мяч будет выступать скорее как средство взаимодействия с другими детьми, то есть он становится участником игры, его можно не только передавать или перекидывать друг-другу, с помощью него можно отыгрывать роли, например, роль водящего при игре в салки, или бабки с дедкой, которые пекут колобка. В младшем школьном возрасте начинается игра по правилам и «на счет», и мяч начинает участвовать в таких традиционных играх, как футбол, баскетбол, пионербол. В подростковом возрасте ребенку важно быть в команде, но при этом иметь собственную индивидуальность, и, например, если рассматривать футбол подросток оставаясь в команде отыгрывает роль нападающего, защитника или вратаря, проверяет где ему комфортнее, в какой роли лучше воспринимают. С началом взрослой жизни, все таже игра с мячом носит или дополнительный мотив поддержания себя в хорошей физической форме, общения с друзьями или заработка, как это происходит у профессиональных спортсменов. При появлении детей или внуков, взрослые так же продолжают играть в мяч, но отыгрывают, по большей части, роль наставников, пытаясь чему-то научить подрастающее поколение, передать свой опыт.
Однако, если рассматривать игру в узком смысле, то, действительно, основной деятельностью ребенка является игра. В каждом возрасте она имеет определенные особенности. Например, в дошкольном возрасте, она сюжетно-ролевая, то есть ребенок учится проигрывать определенные роли в определенных ситуациях, причем и роли и ситуации напоминают взрослые, но все же остаются детскими, игровыми, «ненастоящими». Через эти игры ребенок познает мир взрослого, без особой опасности ошибиться, учится устанавливать и соблюдать правила, взаимодействовать со сверстниками. Это своего рода подготовительный этап для дальнейшего классического обучения — я имею ввиду поступление в школу. К семи годам «детские» игры отходят на второй план — ребенка накопилось достаточно вопросов, для решения которых, ему необходимо получить знания, а стало быть, пойти в школу и многое узнать от умного человека — учителя.
Часто родители начинают готовить детей к школе заранее, лишая их игр, записывая на курсы по подготовке к этой самой школе. Нередко можно наблюдать обратный результат, когда ребенок вместо того, чтобы учиться, начинает «доигрывать» свою «дошкольность».
Польза от игр
Как я уже говорил, игра в определенные этапы жизни человека выполняет определенные функции. Важно понимать, какие потребности удовлетворяются игрой, и какие цели достигаются. Если игра, за пределами дошкольного возраста, остается самоцелью, то стоит задуматься.
Ребенок может играть сам по себе, может играть со сверстниками, если же в игре присутствует взрослый, то неплохо было бы понять его цели и задачи. В психологии есть такое понятие, как зона актуального и зона ближайшего развития. Зона актуального развития — это то, что ребенок может делать самостоятельно, без участия взрослого, и, надо сказать, взрослому туда лучше не соваться, не предлагать помощь. Зона ближайшего развития — то, что ребенок еще не может делать самостоятельно, но может сделать с помощью взрослого. Обращу внимание, что роль взрослого на каждом возрастном отрезке своя, условно говоря, и взрослый каждый иной. Если брать обучение, то можно проследить следующую динамику: мама, родители, воспитатель детского сада, учитель начальных классов, учитель старшей школы, преподаватель ВУЗа, книги. Если говорить про пользу от игры на примере футбола, то никто не будет отрицать, что гонять мяч во дворе — это хорошо, но развитие мастерства ощутимей, когда занятия проводит опытный тренер в достаточно сильной группе.
Такую же картину можно наблюдать и при игре в солдатики. Играют в них почти все дети, но как, от чего и для чего, что нового получает? На эти вопросы могут попытаться ответить и сами родители, но специалист, видевший игру не одного десятка детей, «провожавший» их от одного этапа к другому, скажет куда больше, а цели достигнет быстрее.
Оценка поведения во время игры
Как в основном родители оценивают поведение своего ребенка? Если не мешает им самим, если окружающие не жалуются, а в школе и детском саду ставят хорошие оценки. И такая позиция, в принципе верна. Если родителю комфортно живется с ребенком, то зачем что-то менять? Однако, в некоторых случаях, после долгой гармоничной жизни, как снег на голову сваливаются проблемы. Как правило, это происходит в закрытых семейных системах. Пока ребенок находится в семье, родители его оберегают и создают условия для комфортной жизни и препятствуют всем воздействиям из вне и изнутри. В том числе естественному желанию ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, устанавливать новые контакты. При этом интеллектуальное развитие может протекать вполне успешно (в некоторых случаях даже с опережением), ребенок может рано научиться считать, читать и писать, но часто впадает ряд других важных функций: социальный интеллект, самообслуживание, самооценка, ребенок становится беспомощным в мире, где нет родителей.
Игра — это реализация определенных потребностей, которые невозможно (нет сил, желания, возможностей, средств) удовлетворить в реальной жизни. Так что, конечно, стоит обращать внимание на то во что и как играет ребенок (да и взрослый человек тоже). Желательно в этой игре «нащупать», уловить потребность и вывести ее на новый уровень реализации, но еще раз повторюсь, помимо выявления потребности важно узнать цель. Поняв потребность и узнав цель, можно предлагать средства. Если про первые моменты родители если и не знают, то хотя бы догадываются, то со средствами, зачастую происходят сложности, так как для этого нужно перестроить не только «маленького человечка», но и большого — себя самого.
Не редко родители прививают и учат ребенка играм, интересным им самим, удовлетворяющим их потребностям (или хотя бы, просто, что бы ребенок не кричал, не отвлекал и не мешал отдыхать). Так, к примеру, заметив агрессивное поведение родители переключают ребенка на спокойные игры, предпочитая не выяснять откуда взялась агрессия и чего он пытается с ее помощью добиться — проще ее подавить, заменить, не замечать.
Отдельного внимания заслуживают новообразования, появляющиеся в игре (и, в целом деятельности). То есть, что привносит ребенок в игру, как ее изменяет, кого привлекает, что заменяет, исключает. Эти «точки» показывают динамику развития, ее направление. Для родителя — это повод порадоваться, для специалиста это тренд, путь по которому развивается личность, со всеми критическими точками, разветвлениями, поджидающими опасностями. А для хорошего специалиста отметки, где стоит подать руку помощи, толкнуть, подкинуть новый инструмент, помочь понять, куда пойти на развилке, а не заменять личный путь человека собственными целями и потребностями.
Автор: Корнилов Дмитрий