Ребенок не хочет учиться. Что делать?
Как стимулировать ребенка учиться в школе?
Многое зависит от возраста ребенка. В отечественной психологии есть такое понятие как «ведущая деятельность». Заинтересованность в учебной деятельности свойственна двум возрастным категориям: младший школьный возраст и юношество (когда начинается обучение профессии). Между двумя этими возрастами затаился подростковый возраст, где ведущей деятельностью является интимно-личностное общение.
Если говорить про школу, то можно разбить этот период на три временных отрезка, на каждом из которых будут свои потребности, мотивы и цели.
Первый период – начальная школа.
Начальная школа предполагает, что ребенок приходит в школу из детского сада замотивированным на учебу. Причем, мотивы могут быть внутренними – учиться, чтобы получить знания и приблизиться к взрослой модели поведения (хороший мотив для обучения), и внешними – пойти в школу, чтобы был ранец, линейки, ручки карандаши, называли «школьникам», а не «малышом» (такой мотив учебе не способствует). Бывает, что и мотива нет совсем, ребенок хочет остаться в детском саду.
Два последних случая (внешний мотив либо отсутствие мотива), как правило, возникают от того, что ребенка лишают последнего года беззаботного дошкольничества с играми, друзьями и приключениями, и отдают в подготовительную группу с партами, стульями, учебниками, заставляют там сидеть, читать и писать. И, что интересно, действительно, выходя из группы по подготовке к школе ребенок умеет и читать, и писать, и сидеть 40 минут в ожидании перемены. Но начиная со второй четверти в поведении вашего ребенка начинаются метаморфозы: неусидчивость, невнимательность, плохие поведение и память, и полное отсутствие интереса к учебе, взамен которой, ребенок начинает играть и ведет себя «как маленький» (это может начаться и раньше, и позже).
Почему так происходит?
Представьте, что вы общаетесь с подругой очень тепло и задорно, но тут по телевизору начинается 1-я серия 3-го сезона вашего любимого сериала, и, в принципе, можно было бы одновременно делать два дела, но сюжет настолько закрутился, что подругу вы уже не слышите. На следующий день в то же время вы включаете телевизор в ожидании следующей серии, но, вот незадача, показывают повтор. Если вы фанат сериала или что-то недопоняли, то продолжите смотреть. Но, скорее всего, в этот раз вы выберете общение с подругой. Возможно, разговор таким теплым уже не получится, но это все лучше повторного просмотра.
Примерно тоже самое происходит и у детей: пропуская стадию общения и игры, они начинают учиться. В первом классе начинается повтор прошлого года – ребенок расслабляется, так как все знает и возвращается к тому, что еще не доделал – к игре. Грамотный преподаватель, увидев такую тенденцию (только ее зачатки) будет давать дополнительные задания, сохраняя мотив ребенка, но, к сожалению, происходит это не всегда. Порой это еще усугубляется тем, что после такой игры ребенок получает плохую оценку (отметок еще нет, а эмоциональные оценки могут быть), реакцией на такую неудачу может быть «забивание» на учебу – все равно ничего не получается, так зачем ходить в эту «дурацкую школу».
Нюансов может быть очень много: переутомление, стресс, конфликт, физиологические процессы, эмоциональный фон. Но стоит помнить, что в школе ребенок – школьник, со всеми вытекающими (поведение, отношение к преподавателям, учебе и т.д.), а дома ребенок — сын или дочь, также со всеми вытекающими (эмоциональное общение, поддержка и безоговорочная любовь). Только после этого принятия ребенка можно начинать искать причины неудач и пытаться что-то скорректировать.
Второй период – подростковый (переходный) возраст.
От подросткового возраста ждать успехов в учебе, тем более с полной выкладкой, не приходится (особенно, если дошкольный период прошел без достаточных приключений). На первый план выходят уже не оценки, а статус, роль и общение в группе сверстников. Но есть один важный момент: в этом возрасте начинает формироваться сила воли. Что называется, «может собраться и сделать». И на этом может построиться учебная деятельность. Важно, чтобы ребенок взял на себя ответственность самостоятельно без особого участия проверяющих и контролирующих органов. Важно донести до ребёнка: ты можешь делать многое, но у тебя есть ряд обязанностей (сделанные уроки, выброшенный мусор, помытая посуда, и т.д.). Переходный период потому и назван таковым, что подросток хочет, чтобы к нему относились как к ребенку, но разрешали делать все, как взрослому. Родителям должны дать понять своему ребенку, что они будут очень рады, если сын или дочь станут взрослыми членами семьи, но в семье есть определенные обязанности и роли, которые выполняют взрослые, и выполнение или невыполнение которых сказывается на благосостоянии всей семьи. Будет здорово, если ребенок начнет вести дневник, где будет ставить цели на будущее, разбивать их на задачи, расставлять приоритеты и замечательно, если решится делиться ими, запрашивая поддержку добрым словом и делом от старшего поколения.
Третий период – старшая школа.
Этот период описан в отечественной психологии еще не достаточно, так как появился сравнительно недавно с введением ЕГЭ. Теперь уже в подростковом возрасте приходится выбирать, чем, хотя бы примерно, заниматься в будущем. С одной стороны, это хорошо, так как есть возможность сконцентрироваться на определенных предметах, которые действительно интересны, таким образом частично снимается вопрос мотивации, но, с другой стороны, делать выбор в столь юном возрасте, не особо представляя, кем ты хочешь быть, опираясь только на то, что получается… Достаточно сомнительно. Если же мотивация к обучению слаба в этот период, тогда стоит попробовать обратиться к силе воли, которая должна быть хоть в каком-то состоянии. И надеяться, что остался доверительный контакт с чадом. Совместно постарайтесь понять, кем он себя видит хотя бы через 3 года и сможет ли он реализовать то, что хочет с теми ресурсами, которые есть на данный момент. Если да, то нет смысла откладывать – можно делать прямо сейчас. Если нет, то стоит поискать ресурсы, поучиться, потренироваться и т.д. Как пример, ребенок валяясь на диване целыми днями, периодически похаживает в школу, и утверждает, что ерунда эта ваша учеба и работа, так как он станет бизнесменом. Что мешает им стать сейчас? Прямо сейчас в данный момент. Написать бизнес план, проверить, что уже готово, а что еще предстоит сделать.
Повторюсь еще раз, все, что описано выше – это общие моменты, положения и рекомендации. Для выстраивания конкретных действий нужно иметь всю симптоматику (и, зачастую, не только ребенка), а еще лучше смотреть за событием в динамике, то есть как произошло то, что есть сейчас. Так же очень важно выяснить сильные стороны, за счет которых можно выбраться из затруднительной ситуации.
Каждый случай, каждый человек, каждая личность – уникальны, и если прикладывать к ним один и тот же шаблон, то увидим либо клонов, либо абсолютно ненормальных индивидов. Все зависит с какой стороны шаблона стоит наблюдатель.
Автор: Корнилов Дмитрий