Подготовка к школе. Что и для чего?
Психологическая готовность к школе тема весьма интересная и актуальная, особенной весной, когда начинается набор малышей в первый класс. Заботливые родители уже готовят бутылочку шампанского по двум поводам выпуск из детского сада и выпуск с подготовительных курсов. Ведь, к сожалению, часто в первый класс в понравившуюся школу ребенка берут с условием того, что он пройдет подготовку. Какая польза от этих курсов? Спокойствие, что ребенок попадет именно в ту школу, и именно к тому преподавателю, который вам понравился. В чем изначально состояла подготовка к школе? Зачем и кому она на самом деле нужна разберем в этой статье.
Единственное, прошу разделить два понятия «Готовность к обучению в школе» и «подготовка к обучению в школе».
Думаю, что все родители нынешних детей помнят свою подготовку к школе. Конечно, она была совсем иная и проходила либо во дворе, либо у кого-то дома, либо в детсадовской группе. Была она по-настоящему в игровой форме, а если быть точнее в игре. Сюжетно-ролевой игре, которая приобретала все больше и больше правил, пока ничего кроме этих правил не оставалось.
Это была самая верная подготовка. В доказательство этого говорит то, что без психологов, специальных занятий и прочего, дети поступали в первый класс, учились, переходили в среднюю школу, многие даже заканчивали институты и университеты.
Изменения произошли в конце 90х, когда часть детей была лишена детского сада, наблюдался рост психопатологии и другие издержки социальной и экономической обстановки в стране. ВОвремя школах стали появляться психологи, в задачи которых входила адаптация детей к первому классу, готовить их к обучению в школе. Единственное «но» делать они могли это только в первом классе. Да, раньше (хотя сейчас, думаю, тоже) неготовность ребенка к обучению в школе становилась сложностью школьного психолога, которой должен был с ней с правиться за первые пол года, если совсем дела шли скверно, то за год. Смысл невыставления оценок заключался именно в этом – продлить подготовку, помочь адаптироваться.
Заметив, вполне успешную работу психологов, результатом которой является органичное вливание ребенка в образовательный процесс, учителя начальных классов, предложили проводить такие занятия в детском саду по весне, перед выпуском. Это позволило выровнять поступающих в первый класс детей, что сделало обучение в первом классе более комфортным как для детей, так и для учителей.
Это касалось только психологической подготовки. Однако, ряд преподавателей начальной школы, решили пойти дальше – выровнять уровень детей и по педагогическим показателям (умению читать, писать, считать). Так как уровень, действительно скакал – часть детей в первом классе уже свободно читали, а другие не знали ни одной буквы. (Напомню, что это время с низкой рождаемостью и в первый класс поступало гораздо меньше детей, чем сейчас, потому возможности формировать классы по «силе» не было, а люди хотели попасть к «сильному» учителю, чтобы он «поправил» ребенка). Так появилась педагогическая подготовка к школе, а дети на год раньше стали садиться за парты.
Со временем, рождаемость стала увеличиваться, а количество мест в детских садах и школах оставалось прежним (после сокращения в конце 90х начала 00х). Если в дошкольном возрасте ребенка можно было еще оставить с бабушкой или няней, то в школу идти нужно все равно, но возьмут ли его туда и при каких условиях, ведь в первый класс теперь конкурс? Этим ситом-решетом по отбору детей стала «готовность к школе», позволяя взять в первый класс только «нужных-удобных» детей. Количество учебных мест увеличилось, несколько снизив резко растущий спрос на знания, а, своего рода, кастинг сохранился. Теперь «подготовка» позволяет формировать первые классы ориентируясь по «среднему ученику», так что бы самому «слабому» не было слишком тяжело, а самому «сильному» не было скучно.
Теперь попробуем разобраться, а по каким параметрам измеряют готовность к школе?
1. Произвольность. Одно из главных новообразований, которое должно появиться перед поступлением в первый класс. И заключается умении произвольно (самостоятельно, приложив некоторое количество воли) сконцентрироваться на том, что нужно, а не на том, что хочется. Это касается и внимания (смотреть на доску, а не на «золотую осень»), и памяти (запомнить то, что сказал учитель, а не сосед по парте или «преподаватель истории» по РенТВ), и других ВПФ. Естественно, нельзя забывать и о физической произвольности, которая формируется к 4-5 годам (достаточная скоординированность).
2. Действия по правилам. Конечно, действовать по правилам ребенок учится раньше. Часть правил (что точно можно и как можно) он понимает и в 4-5 лет, но действовать по правилам в процессе созданном из вне, без его согласия и одобрения, деятельности, заданной средой (нахождением в школе и классе), стоит учиться. Правила усваиваются постепенно: игра с одним, правилом, с двумя и т.д. К 7 годам часто детская игра состоит в обсуждении и утверждении правил, после чего может начаться новая игра, которая так же будет, как минимум, начинаться с обсуждения правил.
3. Реакция на неудачу. У каждого бывает такие моменты, что задуманное не получилось или не оправдало надежд и ожиданий. Но кто-то поймет, что неудача – это повод узнать что-то новое, понять и исправить ошибку, а кто-то скажет, что это просто не его и прекратит деятельность в данном направлении, например, математике. Первокласснику желательно научиться адекватно воспринимать неудачу, без истерик и прекращения попыток справиться с поставленной задачей.
4. Умение слушать взрослого. К семи годам у ребенка происходит «разделение» взрослого на два типа: взрослый «Родитель» и взрослый «Учитель». Родитель – это защита и эмоциональное общение, учитель – источник знаний. Конечно, четкой и жесткой границы здесь не найти. И те, и другие «носители знаний человечества», и те, и другие утрут слезу, подбодрят. Но родитель – это любовь и принятие вне категорий времени и пространства, а вот учитель – ставит отметки (обратите внимание на «объективность отметки», которая показывает, наличие или отсутствие ошибки в работе и уровень знаний, и эмоциональную составляющую оценки, которую дает учитель. То, что ставит учитель должно быть отметкой, а не оценкой, что-то вроде «я тебя люблю и ценю на троечку»).
5. Достаточное развитие высших психических функций (ВПФ). Под высшими психическими функциями подразумевают восприятие, мышление, память и речь. Если коротко, то ребенок должен уметь воспринимать сигналы, поступающие от органов чувств, анализировать и перекодировать их. Обобщать полученную информацию (уже не сигнал), выделять значимые детали, причем делать это на абстрактном уровне (на вопрос, когда темнее днем или ночью, не дожидаться наступления ночи для проверки). Запоминать, а еще лучше воспроизводить то, что запомнил. Для этого должна быть сформирована речь (развернутая, с произношением всех звуков, логически выстроенная).
6. Учебная мотивация. Желание пойти в школу и желание учиться это разные желания. Кто не хочет пойти в школу, если ему купят портфель, новые карандаши и ручки, фломастеры и краски, костюм и ботинки. Мало того, буквально сразу после обеда можно погулять, а потом до вечера смотреть телек. И совсем другое желание учиться – получать новые знания и умения, ведь в мире есть столько всего интересного, что обязательно нужно узнать. Сильный учебный мотив, пожалуй, определяющий при рассмотрении вопроса, стоит ли отдавать ребенка в школу сейчас или подождать год.
Если у Вас есть большое желание подстраховаться и готовить ребенка к школе дома, помимо того, что происходит в детском саду и на курсах, то очень желательно прислушаться к здравому смыслу и гуманности. Однако, порой домашняя игра может быть гораздо гуманнее и продуктивнее, чем дорогостоящие курсы. О том во что и как играть описано в статье «Игры перед школой».
Автор: Корнилов Дмитрий